Для большей части автомобилей с автоматической коробкой передач, проверка уровня масла осуществляется при заведенном двигателе и селекторе переключения передач, установленном в положение “P”. Для этих целей в подкапотном отделе автомобиля есть специальный щуп. На щупе для измерения уровня масла, как правило, должны быть нанесены несколько отметок. Их может быть либо две, либо четыре. Две верхние (если отметки четыре) соответствуют минимальному и максимальному уровню масла, как и на щупе в двигателе.
К слову, отличие в том, что масло в двигателе можно проверять на непрогретом автомобиле, а при проверке уровня масла в КПП, она должна быть обязательно прогрета до 90 °С. Для того чтобы прогреть масло в АКПП необходимо проехать не менее 15 километров в теплое время года. После того, как Вы прогрели масло в коробке и остановились, не забудьте не глушить двигатель автомобиля. Затем ставьте селектор в положение “P”, открывайте капот и ищите щуп.
Проверку уровня масла необходимо проводить на ровной, горизонтальной поверхности. Выньте щуп из коробки, и насухо вытрите его ветошью. Далее установите его обратно в соответствующую щуповую трубку до нужного положения и извлеките вновь. Самый верхний уровень масленого пятна на щупе будет соответствовать уровню масла в АКПП. Уровень должен быть между двумя отметками, о которых было упомянуто выше.
Иногда на щупе есть встречаются четыре метки. Они необходимы для проверки уровня масла при холодной коробке. Но эти показатели не будут являться достаточно точными. Окончательную проверку уровня масла необходимо проводить по методике, описанной выше.
Часто на щупе проверки уровня масла, производителем указывается, в каком положении селектора КПП необходимо проводить проверку и тип используемого масла. Обратите на это внимание при осмотре щупа.
Но есть и особые случаи. У автомобилей Honda (а следовательно и у Acura) уровень масла проверяют так же, как описано выше, но двигатель при этом должен быть заглушен. Некоторые переднеприводные автомобили марок Mitsubishi, Hyundai и Proton оснащаются АКПП, на которых проверку необходимо осуществлять при установке селектора переключения передач в положение “N”. Стоит отметить, что речь здесь не идет о каких-то конкретных моделях автомобилей, а именно о моделях КПП. К примеру, переднеприводные трансмиссии производства Mitsubishi встречаются на автомобилях Chrysler и наоборот. Если вы владелец автомобиля Hyundai или Proton, то уровень масла в трансмиссии необходимо проверять в положение “N” селектора. В случае же с автомобилями Mitsubishi или Chrysler с двигателем, расположенным поперечно, сначала необходимо посмотреть на АКПП со стороны колеса. Если на коробке есть боковая штампованная крышка, прикрученная десятью болтами, то у Вас трансмиссия производства Chrysler. В таком случае, проверку уровня масла необходимо осуществлять при установке селектора в “P” положение селектора. Отсутствие такой крышки говорит, соответственно, о том, что на автомобиле установлена коробка, произведенная Mitsubishi. В данном случае, уровень масла в коробке необходимо проверять при установке селектора переключения передач в положение “N”.
Кроме того, в положение “N” селектора проверяется уровень масла и у автомобилей Jeep Cherokee и Grand Cherokee с автоматическими коробками переключения передач производства компании Chrysler. Но есть модели, на которые ставились коробки фирмы Aisin Warner. В них уровень масла проверяется в “P” положение селектора. Для определения фирмы-производителя коробки, в таком случае, можно воспользоваться следующим способом. У автоматической трансмиссии фирмы Aisin Warner поддон имеет прямоугольную форму, щуповая трубка приварена прямо к поддону сбоку, а сливная пробка находится в задней части поддона. В конструкции АКПП от Chrysler поддон напоминает квадрат, но углы его не совсем прямые, щуповая трубка установлена в картере коробки и отсутствует сливная пробка.
У автомобилей VW и Audi с трехскоростными коробками так же уровень масла следует проводить при установке селектора в положение “N”.
В некоторых трансмиссиях вместо щупа в картере, имеется так называемая «контрольная пробка». Неудобство данной методики заключается в необходимости поиска эстакады или подъемника. Но есть и одно преимущество: при смене масла, Вы никогда не зальете его больше чем положено, что является очень даже важным моментом. Такие пробки имеют автоматические трансмиссии фирмы ZF, которые, в основном, устанавливались на автомобили BMW. Причем на BMW с пятиступенчатыми автоматическими КПП, эта же пробка служит для заливки масла. Особенность проверки масла в таких коробках заключается в том, что ее необходимо проводить при слегка прогретой коробке, что сделано, кстати, в первую очередь ради безопасности. И это скорее европейская мода. На американских автомобилях такая процедура проверки уровня встречалась только на АКПП модели 4T40E.
Следует отметить, что существуют трансмиссии, у нет приспособлений для определения уровня масла. Это, к примеру, трансмиссия от Mercedes – 722.6. К слову, сейчас она устанавливается, практически, на все автомобили фирмы Mercedes. Секрет в том, что емкость, которая заполняется маслом, соединена с масляным картером через специальный клапан, в функцию которого входит поддержание требуемого уровня масла в поддоне. Поэтому в данном случае уровень залитого масла не стоит на первом месте, как для других трансмиссий.