В данной статье мы попытаемся затронуть самые яркие примеры сотрудничества с авто-производителями и инженерные мысли наших конструкторов, в результате которых в разное время появлялись мелкосерийные модели АвтоВАЗа.
ВАЗ-Porsche 2103.
В середине 1970-х корпорация Porsche начала сотрудничать а Волжским автомобильным заводом. И уже к 1976-у году немецкие инженеры представили свой вариант доработанного автомобиля ВАЗ 2103. С машины исчезли все хромированные детали, в том числе защитные боковые молдинги и металлические бампера. Их заменили пластиковыми деталями, в цвет кузова. Но новый образ не был принят нашим руководством. К этому времени уже был готов ВАЗ 2106 – собственный проект наших конструкторов, который, оказался проще и дешевле в освоении.
А ведь Porshe двигался в правильном направлении. И кто знает, возможно, послушав немецких инженеров, ездили бы сейчас на наших Сayenne’ах.
Кстати, про данное чудо упомянуто в книге «Высокой мысли пламень».
ВАЗ 1801 "Пони" и 2802.
Идея создания электромобиля-карта для обслуживания парковых зон, выстовок, курортов и т.п. витала в умах руководства ВАЗа давно и в 1979 нашла себя в проекте Ю.Верещагина. Он разработал оригинальный дизайн-проект четырехместного электромобиля ВАЗ 1801, который получил название «Пони». В.Барановский возглавил руководство над конструкторами. На многих автосалонах того времени «Пони» был представлен и как выставочный экспонат и как обслуживающая техника, тем самым вызывая у публики живой интерес. Но всего было изготовлено только два автомобиля.
Еще один электромобиль был спроектирован в 1980. Это был бортовый электро-грузовик с кабиной на одно место. Дизайнером выступил А.Дегтярёв, а в качестве ведущего конструктора – С.Докучаев. В этом грузовике впервые применено довольно удачное решение. Конструкция кабины, борт и рамы состояла из алюминиевого сплава, что позволило существенно уменьшить вес грузовика и, как следствие, увеличить полезную нагрузку. Однако это вылилось в серьезный недостаток Он заключался в неправильном распределении масс по осям. Задняя ось оказалась сильно недогруженной. В связи с чем, не хватало веса при сцеплении (в частности, на мягком грунте) и автомобиль зачастую не мог даже тронуться с места.
В этом же году параллельно ведутся работы над электрофургон вагонной компоновки, кузов которого был выполнен из пластика. Дизайнером был В.Пашко, а ведущим конструктором М.Маркиев. Модель также не получила широкой огласки.
ВАЗ 1151 "Гном".
В 1992 был выпущен опытный образец автомобиля Лада Гном. Этот микроавтомобиль, с длинной кузова менее трех метров планировался исключительно, как городской с расположением сидений 2+2. Но серийному выпуску (который, к слову, планировался на отдельном заводе в объеме 10000 автомобилей в год) помешали сложные обстоятельства и он так и не был налажен.
ВАЗ "Бора".
Проектно-конструкторские работы над этим легковым автомобилем повышенной проходимости взяли начало в 1992 году. На базе алюминиевой рамы, используя навесные агрегаты Нивы 2121 и панели из пластмасс, инженерам бюро под руководством Е.Соколова необходимо было сделать простой и утилитарный автомобиль для фермеров Латинской Америки. Уже к июню 1994 года, после демонстрации первого прототипа машины в Лондоне на выставке инвестиционных проектов, проект был переориентирован на страны Среднего и Ближнего Востока, а так же Северной Африки. Через пару месяцев ВАЗ Бора оказался на испытаниях в ОАЭ, в Аравийской пустыне, где произвел фурор. В 1995 году был изготовлен финальный вариант автомобиля. По расчетам, Бора должен была поставляться в страны Азии в объеме 5000 штук в год, но проект так и не получил развития.
ВАЗ 1152 Эльф.
В 1995 году было на свет появился так называемый Эльф – ВАЗ 1152. По сути своей Эльф явился видоизмененной Окой. База полностью была от ВАЗ 1111. Хотя и отличия были существенными. Так, на пример, Эльф имел два места, а Ока – четыре. Да и кузов получил существенные отличия. Он был каркасным и выполнен был из крепких стальных балок, на которые, в своем время, крепились пластиковые панели. Единственный устанавливаемый на него двигатель был бензиновым, коробка переключения передач была механической с четырьмя ступенями. Максимальная скорость, которую мог достигать автомобиль, составляла порядка ста двадцати пяти километров в час, поэтому и тормоза на Эльфе применялись гидравлического типа. Подвеска передняя была пружинная, независимая, типа МакФерсон, задняя подвеска была зависимой и также пружинной, стандартная комплектация для ВАЗа.
Серийное производство этого автомобиля не планировалось и для чего он был создан, так и непонятно. Существовала модификация 1152Э, буква Э в обозначении которого, обозначало, что в Эльфа установили аккумуляторы, заряда которых хватало на 110 км, а максимальная скорость, которую развивал Эльф – 90 км/ч.
Лада Гольф 1004.
Опытный образец двухместного грузопассажирского электромобиля семейства "Гольф" был создан в 1998 году. На него были установлены тяговые электродвигатели постоянного тока максимальной мощностью 7,5 кВт. Они получали питание от аккумуляторных батарей но общую емкость в 120 А*Ч и напряжение в 48 В.
ВАЗ 2106 Турист.
Опытный образец – пикап на базе ВАЗ-2106, в кузов которого была встроена палатка. Как и многие другие прототипы, Турист не был запущен в серийное производство. Кроме того, палатка была только в проекте. На деле, до ее установки так и не дошло. Единственный собранный образец ВАЗ 2106 Турист был впоследствии переоборудован в простой пикап, перекрашен из серебристого в красный цвет и использовался для хозяйственных нужд вплоть до списания.
Лада Рапан.
В 1998 году под руководством генерального департамента развития АвтоВАЗа, был разработан электромобиль Лада Рапан. Его образ взяли из области концептуальных проектов и был представлен, как пример нетрадиционного подхода к формообразованию автомобиля. Электропривод и система управления «Рапана», которые были разработаны и серийно выпускались на электромобилях Ока Электро, определили назначение этого автомобиля как вида транспорта для деловых поездок в городе и на отдых для четырех человек, при чем в экологически чистых районах. Что касается цены на данный автомобиль, она была бы на много выше реальной стоимости автомобиля.